Программа подготовки по физике для учеников базового уровня
Автор: Урманчеев Р.В.Продолжительность курса:
20 занятий (40 часов)
Нагрузка:
3 академических часа в неделю
Дидактические цели курса:
Построение теоретической базы, на основании которой учащийся сможет быстро и грамотно справляться с заданиями первой части ЕГЭ.
Основные принципы курса:
- Последовательное изложение материала в порядке, определенном кодификатором ЕГЭ, позволяет избежать ситуации, когда для понимания материала требуется тема, которую еще не проходили.
- Деление материала на тематические блоки. Каждый блок включает в себя теорию и несколько задач по подтеме, позволяет непосредственно после изучения материала применить его на практике и помогает поддержать интерес учеников.
- Подача материала для слабых школьников гораздо больше основана на словах и личном опыте ученика, чем на математических выкладках; объяснение идет через мысленные опыты и понимание или запоминание существующих закономерностей, отдается предпочтение запоминанию формул и законов.
- Решение задач в классе и дома. Без этого нельзя говорить об усвоении материала — в физике умение решать задачи — это главный показатель уровня ученика. При этом на дом даются задачи ЕГЭ, чтобы ученик привыкал справляться с ними самостоятельно. В классе решаются, в том числе, и задачи из задачников. Тренировка на большом количестве задач приучает к внимательности, помогает привыкнуть к заданиям встречающимся на экзамене, запомнить формулы, подготавливает к возможным неожиданностям.
- Движение от элементарных задач «на подстановку» к менее очевидным позволяет ученикам почувствовать уверенность в своих силах и не отчаяться, увидев сложную задачу.
- Заинтересовывать учеников небанальными формулировками задач, рассказывать самые интересные места в теме. Вызвать в ученике любовь к предмету — задача нелегкая, но стоящая того. Заинтересованный ученик вкладывает в подготовку намного больше.
По каждой теме ученик должен знать и уметь, как минимум:
- Наиболее используемые формулы, от 2 до 10.
- Для каждой величины знать формулу (если такая есть), по которой ее можно найти.
- Решать задачи на подстановку.
Ориентировочная структура занятия:
Вид деятельности |
Контроль предыдущей темы (в форме физического диктанта и простых задач) |
Разбор новой темы (теоретический материал и его практика на задачах 1 части ЕГЭ) |
Консультативная часть занятия |
Примерный тематический план занятий:
Занятие 1.
Математические основы решения физических задач. Синусы и косинусы углов. Векторные и скалярные величины. Сложение и вычитание векторов. Формулы. Выражение различных величин из формулы. Решение систем уравнений. Графики функций и их свойства.
Занятие 2.
Движение с постоянной скоростью. Путь и перемещение. Определение скорости и пройденного пути по графику скорости. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики ускорения, скорости и пути при равноускоренном движении.
Занятие 3.
Движение в поле силы тяжести. Свободное падение. Движение по окружности. Центростремительное ускорение. Первая космическая скорость. Закон всемирного тяготения. Движение естественных спутников Земли. Формула для ускорения свободного падения.
Занятие 4.
Динамика. Силы. Масса. Законы Ньютона. Сложение сил, принцип суперпозиции. Движение под действием нескольких сил. Давление. Сила упругости. Закон Гука.
Занятие 5.
Сила сухого трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Движение по инерции под действием силы трения. Силы действующие при движении по наклонной плоскости. Движение по наклонной плоскости. Импульс. Импульс силы.
Занятие 6.
Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины. Гармонические колебания. Определение периода и амплитуды колебаний по графику колебаний. Математический и пружинный маятники, периоды их колебаний. Колебания энергии при гармонических колебаниях.
Занятие 7.
Понятие о резонансе. Волны. Длина волны. Фазовая скорость. Молекулярно-кинетическая теория. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Броуновское движение. Диффузия. Основное уравнение МКТ. Связь Температуры газа со средней кинетической энергией движения молекул. Абсолютная шкала температур. Парциальное давление. Насыщенный пар. Переход в различные фазовые состояния. Испарение. Кипение.
Занятие 8.
Идеальный газ. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы. Графики изопроцессов в различных координатах. Внутренняя энергия идеального газа. Работа газа. Количество теплоты. Первое начало термодинамики. Теплоемкость газов. Цикл Карно. Идеальная тепловая машина, ее КПД. Второе начало термодинамики. Преобразование энергии в цикле Карно.
Занятие 9.
Удельная теплоемкость твердых тел. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления. Удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Сила Архимеда в жидкостях и газах.
Занятие 10.
Закон Кулона. Электрическое поле, принцип суперпозиции. Заряды в электрическом поле. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики. Электрические диполи. Энергия электрического поля, энергия взаимодействия двух зарядов. Потенциал, работа электрического поля.
Занятие 11.
Закон Ома. Ток — движение электронов. Сопротивление. Параллельное и последовательное соединение проводников. Расчет цепей с ЭДС. Внутреннее сопротивление источника. Мощность тока, выделяющееся тепло. Энергия конденсатора.
Занятие 12.
Магнитное поле. Магнитное поле провода с током. Правило правого винта. Виточки с током. Магниты. Картина линий напряженности магнитного поля. Северный и южный полюса. Сила Ампера. Два параллельных провода с током. Сила Лоренца.
Занятие 13.
Поток магнитного поля. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Катушки индуктивности. Энергия катушки. Колебательный контур. Собственная частота и период колебаний в колебательном контуре. Процессы, протекающие в колебательном контуре.
Занятие 14.
Геометрическая оптика. Отражение света. Плоские зеркала. Построение изображения в зеркале. Формула линзы. Построение изображений для плоской линзы. Собирающие и рассеивающие линзы. Устройство глаза человека. Принцип работы микроскопа.
Занятие 15.
ЭМ волны, свет. Взаимная перпендикулярность магнитного и электрических полей в волне. Поляризация света. Поляроиды. Аналогия со звуковой волной. Скорость света. Связь между частотой свети и длиной волны. Цвета. Интерференция света. Интерференционная схема Юнга, представление.
Занятие 16.
Дифракция на щели. Дифракционная решетка. Дифракционная картина после прохождения света сквозь дифракционную решетку. Формула определения угла на максимум для дифракционной решетки. Определение расстояния между полосами в дифракционной картине.
Занятие 17.
Основы специальной теории относительности. Скорость света. Связь массы с энергией. Введение в квантовую физику. Фотоны. Энергия, импульс и частота фотона. Постоянная Планка. Корпускулярно-волновой дуализм. Волна де Бройля.
Занятие 18.
Модели строения атомов. Планетарная модель атома. Атом Бора. Поглощение и испускание фотона атомом. Линейчатый спектр. Спектры различных веществ.
Занятие 19.
Строение атома. Радиоактивный распад. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Виды ядерных реакций. Альфа, бета и гамма распады. Законы сохранения массы и заряда при ядерных реакциях.
Занятие 20.
Консультация перед экзаменом.
Основная литература по курсу:
- Демоверсия, спецификация, кодификатор ЕГЭ 2015 по физике (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory).
- Открытый Банк заданий ЕГЭ по физике (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege).
- Г. Я. Мякишев, Б. Б. БуховцевФизика. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: базовый уровень — М.: «Просвещение», 2014 г.
- А. П. Рымкевич - Физика. Задачник. 9—11 кл. — 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006.
- Г. Н. Степанова — Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных учреждений — 3-е издание — М.: «Просвещение» АО «Московский учебник», 1997.